Персонификация образования на основе современных телекоммуникационных технологий

Интернет ассоциации в образовании

Перепеловский В.В.

 

“Каждому по потребностям!” - известный  лозунг.  В  лозунге легко выделить две составляющие. Первая составляющая содержится  в понятии  "каждому" и в контексте высшего  образования имеет смысл персонификации  образовательных услуг. Вторая  составляющая лозунга содержится  в понятии "потребность".   Рассмотрим  это понятие в рамках  "информационных потребностей". Удовлетворение  "информационных потребностей"    в рамках высшей школы  особенно значимо.  Таким образом приведенный лозунг  можно записать: "Каждому по информационным потребностям", что можно перевести как: " Персонификация образования на основе современных телекоммуникационных технологий".   Ранее эта идея  заканчивалась предоставлением библиотечных ресурсов  и выполнением  курсовых работ,   в настоящее время эта мысль реализована через  интернет ассоциации,  удаленный доступ  к ресурсам ВУЗа и другими технологиями. 

В наших рассуждениях целиком  выпала первая часть лозунга: " От каждого по способностям".  Можно заметить, что эта часть не существенна, так как информационные потребности могут появляться только при наличии способностей, которые полностью и определяют потребности.  

Требуется сразу отметить, что здесь не идет речь о лекционной деятельности, где личностный фактор преподавателя является решающим и средствами телекоммуникаций  не передаваем. В этой работе хочется обратить внимание на интернет ассоциации, образующиеся из студентов и одного или нескольких преподавателей специализирующихся в конкретном образовательном направлении.

Может возникнуть вопрос: "Интернет ассоциации это те же семинары, но в другой среде?".   Хочется думать о  не формальности  перехода от разговорного жанра классических семинаров к интернет ассоциациям.  Формы  реализации   информационных потребностей  зависят от уровня развития соответствующих технологий: формирование языка,  письменности, изобретение книгопечатания, созданием электронных средств информации,  создание компьютера и соответствующих сетевых технологий. В этом ряду явно прослеживается связь между цивилизацией и обработкой информации".  Цивилизации в основном информационно ограничены.... каждый информационный взрыв, сопровождавший переход к новой цивилизации, более или менее радикально изменял образ жизни, культуру.... " [1]. Возможно, что  ассоциации в образовании есть  вынужденные изменение методов преподавания, изменения  соответствующие  текущему  уровню  обработки информации.

Вернемся к рассмотрению специфики интернет ассоциаций.  Работа  ассоциаций не требует  аудиторного фонда и сильно упрощена  процедура синхронизации  времени занятий между участниками,   следовательно, легко и быстро реализуема.  Участие нескольких приглашенных преподавателей обеспечивает реализацию междисциплинарных связей по горизонтали, а участие студентов разных курсов, реализует  вертикальную  преемственность дисциплин. В связи с возможностью "горизонтальных" связей  можно упомянуть  о междисциплинарных курсовых работах, реализация которых средствами интернет ассоциация кажется наиболее естественной.   

Нет  препятствий  в расширении  ассоциации и на несколько университетов, что наиболее ценно при получении студентами двух высших образований в различных странах.

Реализация ассоциаций может происходить в виде интернет семинаров, форумов или других интернет технологий. Технология проведения интернет семинаров исключительно проста, достаточно иметь представление о работе программы Skype.   Невозможность опустить планку потребностей в знаниях  или требований к уровню усвоения ниже уровня предусмотренного программой ВУЗа, обеспечивается классическими  семинарскими  и практическими занятиями.

Оценивать знания студентов, целесообразно методами текущего контроля с выставлением полученных баллов за выполнение тестовых заданий в соответствующем документе  с общим доступом для чтения и преподавательским доступом для записи. При такой организации и использовании таблиц Excel размещенных как документы Google, легко реализовать  on-line рейтинг по дисциплинам (размещение рейтинга в открытом доступе Интернета).

В заключение рассмотрим формы интернет ассоциация  реализованные  на кафедре ФЭТ ЛЭТИ:

  1. Регулярный интернет семинары с использованием технологии Skype. Информационной площадкой семинара является специализированный сайт.
  2.  Интернет форум,  интегрированный в структуру сайта.  Модераторами тем форума (тем соответствующих изучаемым дисциплинам)  являться  студенты  старших курсов и аспиранты соответствующих направлений. Несомненно, получение ответов по теме курсовой работы или другой учебной нагрузки (фактически в режиме реального времени) создает благоприятной фон для образовательного процесса. 
  3. Виртуальная частная сеть (VPN) осуществляет удаленный доступ к серверам кафедры с соответствующим программным обеспечением. Высокопроизводительные  серверы позволяют выполнять вычислительные задачи, приближенные по сложности к задачам, возникающим в реальных производственных циклах.  Выполнение лабораторных работ дистанционно существенно  расширяет  возможности студентов  по использованию  современного, дорогостоящего оборудовании и специализированного программного обеспечения.

Фактически, рассматриваемый подход  позволяет организовать учебный процесс определяемый уровнем подготовки студента, т.е. VIP подход, подход, позволяющий полнее реализовать идею:   Каждому по информационным потребностям ”.

 

1. Robertson D. S. The information revolution//Communication Pres. N. Y., 1990.— V. 17. N2.

 

 

20.08.2010

 

Comments