Интернет ассоциации в образовании Перепеловский В.В.
“Каждому по потребностям!” - известный лозунг. В лозунге легко выделить две составляющие. Первая составляющая содержится в понятии "каждому" и в контексте высшего образования имеет смысл персонификации образовательных услуг. Вторая составляющая лозунга содержится в понятии "потребность". Рассмотрим это понятие в рамках "информационных потребностей". Удовлетворение "информационных потребностей" в рамках высшей школы особенно значимо. Таким образом приведенный лозунг можно записать: "Каждому по информационным потребностям", что можно перевести как: " Персонификация образования на основе современных телекоммуникационных технологий". Ранее эта идея заканчивалась предоставлением библиотечных ресурсов и выполнением курсовых работ, в настоящее время эта мысль реализована через интернет ассоциации, удаленный доступ к ресурсам ВУЗа и другими технологиями. В наших рассуждениях целиком выпала первая часть лозунга: " От каждого по способностям". Можно заметить, что эта часть не существенна, так как информационные потребности могут появляться только при наличии способностей, которые полностью и определяют потребности. Требуется сразу отметить, что здесь не идет речь о лекционной деятельности, где личностный фактор преподавателя является решающим и средствами телекоммуникаций не передаваем. В этой работе хочется обратить внимание на интернет ассоциации, образующиеся из студентов и одного или нескольких преподавателей специализирующихся в конкретном образовательном направлении. Может возникнуть вопрос: "Интернет ассоциации это те же семинары, но в другой среде?". Хочется думать о не формальности перехода от разговорного жанра классических семинаров к интернет ассоциациям. Формы реализации информационных потребностей зависят от уровня развития соответствующих технологий: формирование языка, письменности, изобретение книгопечатания, созданием электронных средств информации, создание компьютера и соответствующих сетевых технологий. В этом ряду явно прослеживается связь между цивилизацией и обработкой информации". Цивилизации в основном информационно ограничены.... каждый информационный взрыв, сопровождавший переход к новой цивилизации, более или менее радикально изменял образ жизни, культуру.... " [1]. Возможно, что ассоциации в образовании есть вынужденные изменение методов преподавания, изменения соответствующие текущему уровню обработки информации. Вернемся к рассмотрению специфики интернет ассоциаций. Работа ассоциаций не требует аудиторного фонда и сильно упрощена процедура синхронизации времени занятий между участниками, следовательно, легко и быстро реализуема. Участие нескольких приглашенных преподавателей обеспечивает реализацию междисциплинарных связей по горизонтали, а участие студентов разных курсов, реализует вертикальную преемственность дисциплин. В связи с возможностью "горизонтальных" связей можно упомянуть о междисциплинарных курсовых работах, реализация которых средствами интернет ассоциация кажется наиболее естественной. Нет препятствий в расширении ассоциации и на несколько университетов, что наиболее ценно при получении студентами двух высших образований в различных странах. Реализация ассоциаций может происходить в виде интернет семинаров, форумов или других интернет технологий. Технология проведения интернет семинаров исключительно проста, достаточно иметь представление о работе программы Skype. Невозможность опустить планку потребностей в знаниях или требований к уровню усвоения ниже уровня предусмотренного программой ВУЗа, обеспечивается классическими семинарскими и практическими занятиями. Оценивать знания студентов, целесообразно методами текущего контроля с выставлением полученных баллов за выполнение тестовых заданий в соответствующем документе с общим доступом для чтения и преподавательским доступом для записи. При такой организации и использовании таблиц Excel размещенных как документы Google, легко реализовать on-line рейтинг по дисциплинам (размещение рейтинга в открытом доступе Интернета). В заключение рассмотрим формы интернет ассоциация реализованные на кафедре ФЭТ ЛЭТИ:
Фактически, рассматриваемый подход позволяет организовать учебный процесс определяемый уровнем подготовки студента, т.е. VIP подход, подход, позволяющий полнее реализовать идею: “ Каждому по информационным потребностям ”.
1. Robertson D. S. The information revolution//Communication Pres. N. Y., 1990.— V. 17. N2.
20.08.2010
|